Утопический маркетинг

Все, даже начинающие маркетологи, знают 5 концепций, отражающих эволюцию маркетинга. Первые четыре (совершенствование производства, совершенствование товара, концентрация на сбыте продукта, потребительская концепция) принадлежат Котлеру, последняя – «социально-этический маркетинг» – Полу Дэвиду Хьюсону (певец и основатель Product Red) и некоторым другим компаниям. Но, к сожалению, пятый этап оказался иллюзией для потребителя и инструментом в совершенно других этапах эволюции маркетинга.

На самом деле, вслед за четвертой концепцией, пришла концепция «суррогатного счастья»*, в которой важно было не то, что хочет потребитель, а то, как доказать потребителю необходимость того, что есть в товаре. Компании поняли, что улучшение качества товара, ориентированного на потребителя – это долгий, затратный и неэффективный способ. Намного эффективней потратить бюджет на обоснование, пусть и сомнительных, преимуществ товара. А жизнеспособность такого метода наиболее ярко доказал Стив Джобс, благодаря чему и получил мировую известность.

Но эволюция есть эволюция. Новым этапом второго десятилетия 21 века является «манипулятивный маркетинг»*. Теперь вовсе не обязательно вообще иметь какие либо преимущества, и вовсе необязательно не иметь недостатков. В манипулятивном маркетинге главное не то, что представляет собой товар, а то, что о нем думает потребитель. Это позволяет свести на «нет» производственные расходы и делает производителя наиболее конкурентоспособным. Примеров последнему множество, в том числе и в фармацевтических компаниях. Но в виду этических соображений мы не будем их называть, оставив это на откуп читателям.

Таким образом, избавившись от существующих утопий, мы имеем 6 этапов, отражающих эволюцию маркетинга:

  • совершенствование производства
  • совершенствование товара
  • концентрация на сбыте продукта
  • потребительская концепция
  • концепция суррогатного счастья*
  • манипулятивная концепция*

 

P.S. Теоретики маркетинга были мало знакомы с эволюционной теорией и поэтому допустили критическую ошибку. Эволюция не линейная функция, а синусоида.

 

*Данные термины являются авторскими и не отражают мнения каких либо общепризнанных школ.